« НазадО поверке квартирных водосчетчиков 15.08.2012 14:56Ввиду того, что у большинства потребителей подходит срок периодической поверки водосчетчиков - встает вопрос - где, как и за чей счет должна проводиться периодическая поверка квартирных водосчетчиков, после прочтения приведенного материала мы думаем у многих данный вопрос снимется.
СТАТЬЯ "ПОВЕРКА ВОДОСЧЕТЧИКОВ: ЗА И ПРОТИВ" В. П. Каргапольцев, А. А. Сиденко, ОКБ «Гидродинамика», г. Киров
В последнее время, особенно после принятия «Жилищного Кодекса РФ», очень активно стали обсуждаться вопросы поквартирного учета. Не касаясь общих вопросов водоучета, хотелось бы затронуть проблему поверки квартирных водосчетчиков. Серьезные дискуссии, которые сейчас развернулись и на семинарах и конференциях, и в журнальных и газетных публикациях, и в Интернете, касаются необходимости поверки этих приборов. Здесь преобладают две точки диаметрально противоположные точки зрения: 1) квартирные водосчетчики нужно обязательно поверять; 2) квартирные водосчетчики поверять не нужно вообще. Иных вариантов сторонники спора не признают. И та, и другая точка зрения на необходимость поверки водосчетчиков так или иначе связана с финансовым интересом сторон. Для владельца водосчетчика поверка - это дополнительные затраты на процедуру, которая для него (или для абсолютного большинства владельцев) непонятна и затратна. Поэтому большинство жильцов выступали и будут выступать против поверки. Массовому потребителю, купившему изделие с паспортным сроком службы 8-10 лет, едва ли кто-то сможет объяснить, почему он должен раз в 4 года демонтировать это изделие, отнести его в некую непонятную ему организацию для проведения неких непонятных ему процедур, при этом заплатить сумму, соизмеримую со стоимостью этого изделия. Техническая (метрологическая) квалификация массового потребителя существенно отличается от квалификации сотрудника поверочной лаборатории, и пытаться объяснить потребителю необходимость проведения поверки квартирного водосчетчика - бессмысленная задача. Кроме того, поверка подразумевает только лишь определение соответствия или несоответствия водосчетчика приписанным ему характеристикам. При существующем сегодня качестве водосчетчиков значительное их количество при поверке признается непригодными. По информации из разных источников поверку не проходят большинство таких приборов. Так, по данным источников [1, 2, 3] 60 - 80% сданных в поверку квартирных водосчетчиков признаны непригодными для дальнейшей эксплуатации. Поэтому попытки организации поверки квартирных водосчетчиков всегда (или, по крайней мере в обозримом будущем) будет встречать сопротивление их владельцев. Тот факт, что поверку не проходит значительная доля из общего объема водосчетчиков, породил и другую точку зрения - водосчетчики поверять вообще не нужно, процедура поверки - перекачивание денег от потребителя воды производителю работ по поверке водосчетчиков; приборы после окончания межповерочного интервала нужно заменять на новые. Такой вариант для потребителя наиболее выгоден. А предприятия, проводящие поверку, заинтересованы в максимальном объеме поверочных работ. Поэтому их позиция - поверка обязательна, и никакие иные аргументы просто не рассматриваются. Таким образом, в настоящее время сложились две крайние позиции: или «за поверку», или «против поверки». В чем причина сложившейся ситуации? Почему водосчетчики в основной массе не проходят поверку? Водоснабжающие организации в конфликтных ситуациях жалуются на низкое качество приборов, изготовители приборов - на низкое качество водопроводной воды. И те, и другие оказываются правы. Но, кроме вышеуказанных, существует еще целый ряд причин, из-за которых возникают проблемы. В целом по месту их происхождения можно разделить на следующие группы:
Изменить процентное соотношение приборов, признаваемых при поверке годными и негодными можно только в том случае, когда будут приняты меры по устранению вышеуказанных причин на всех этапах - от производства до эксплуатации, как в техническом, так и в организационном плане. Только применение комплексных мер может привести к коренному изменению сложившейся ситуации. Что касается использования результатов поверки применительно к сложившейся ситуации, то в соответствии с [5], «органы государственной метрологической службы и юридические лица обязаны вести учет результатов периодических поверок и разрабатывать рекомендации по корректировке межповерочных интервалов с учетом специфики их применения». В соответствии с этим органы Ростехрегулирования РФ обязаны корректировать межповерочные интервалы водосчетчиков. В случае с водосчетчиками - корректировать межповерочный интервал в сторону уменьшения для тех типов приборов, которые имеют худшие результаты при поверке. И, таким образом, постепенно снижать на них спрос, удалять их с рынка, освобождая место для более качественной продукции. При этом массовый охват поверкой всех 100% существующего парка приборов необязателен. Документ Ростехрегулирования [6] позволяет по разработанной методике проводить выборочную поверку однотипных приборов, на основании результатов которой делать выводы о необходимости корректировки межповерочных интервалов всего парка приборов указанного типа. Таким образом, в сложившейся ситуации замена водосчетчиков на новые после завершения межповерочного интервала для населения выгоднее, чем поверка; обязательные поверки для корректировки межповерочного интервала приборов достаточно проводить в ограниченном объеме территориальными органами Ростехрегулирования РФ (Центрами стандартизации и метрологии).
ЛИТЕРАТУРА
|
Комментариев пока нет